Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Транспорт третьего Баку

Здесь нужен особый транспорт, которому были бы не страшны ни болота, ни глубокие снега. Обычные авто­мобили повышенной проходимо­сти могут здесь работать лишь зимой, когда морозы сковывают болота. Родина дала нефтяникам и газовикам Сибири самолеты и вертолеты. Зимой 1966 г. гигант­ские самолеты «Антей» перебра­сывали трубы метрового диамет­ра из Тюмени на строительство нефтепровода Усть-Балык—Омск. Строителям, геологам, нефтяни­кам и газовикам хорошо помо­гают вертолеты. Но и самолетам, и вертолетам нужны аэродромы и вертодромы. Во все времена года здесь нужны сверхпрохо­димые машины — снегоболотохо-ды. Гусеничным транспортерам, которые работают сейчас, при­ходится трудно. Поэтому созда­ны пока еще опытные образцы новых снегоболотоходов, им предстоит покорить таежные снега и болота.

Очень подходящим средством транспорта для Западно-Сибир­ской низменности могут оказать­ся дирижабли. Они с двигателем в двадцать раз слабее, чем у са­молета, поднимают в несколько раз больше груза. Дирижаблю не нужны аэродромы, строительство которых в заболоченной тайге обходится очень дорого. Сейчас в глубь Западно-Сибир­ской низменности за лесными богатствами пошли железные до­роги Ивдель — Обь и Тавда — Сотник. По этим дорогам пойдет тюменский лес, а навстречу ему — строительные материалы, оборудование, продовольствие. Железная дорога Ивдель — Обь близко подходит к Игрим-Бере-зовскому газодобывающему райо­ну, а линия Тавда — Сотник за­канчивается недалеко от Шаим-ского нефтяного района. Строящаяся главная железнодо-режная магистраль Западно-Си­бирской низменности — линия Тюмень — Сургут нацелена в са­мый центр богатых нефтегазонос­ных земель, она соединит с магис­тральной сетью страны бурно растущую столицу западносибир­ской нефти город Сургут. На другом краю низменности соору­жается линия Асино — Белый Яр. Она в основном предназна­чена для подвоза леса к Асинов-скому лесопромышленному ком­плексу.

Построены первый газопровод (Игрим — Серов — Нижний Та­гил) и первый нефтепровод (Шаим — Тюмень). К 50-летию Советской власти вступил в строй нефтепровод Усть-Балык — Омск. Диаметр его труб свыше метра, а протяженность более тысячи километров. Этот нефтепровод вывел тюменскую нефть к бли­жайшему крупному потребите­лю — Омскому нефтеперерабаты­вающему заводу. Сейчас нефтя­ные скважины на средней Оби открывают только летом, когда нефть вывозят речные танкеры, а зимой скважины «запечаты­вают»: некуда девать нефть. Пуск нового нефтепровода покончит с этими зимними «каникулами», нефть пойдет на юг непрерыв­ным потоком, который к тому же в десятки раз мощнее, чем тот, который движется по Оби и Ир­тышу. Тюменская нефть обеспе­чит все потребности Сибири и Дальнего Востока. Это позволит отказаться от перекачки туда башкирской и татарской нефти. За первыми нефтепроводами по­следует строительство новых и на восток, и на запад: ведь до­быча западносибирской нефти будет расти.

На севере Тюменской области, у полярного круга и за ним, в бассейнах северных рек Пура и Таза, среди безлюдных тундр полуострова Ямал открыты уни­кальные по запасам газовые ме­сторождения: Тазовское, Губкинское (названо в честь академика Губкина), Уренгойское, Заполяр­ное, Ново-Портовское. Отсюда возьмет начало мощная система газопроводов сверхкрупного диа­метра. Для их сооружения необ­ходимо восстановить начатую в свое время, но недостроенную и законсервированную «мертвую дорогу» Салехард — Игарка (до Пура). Эта линия может стать начальным звеном большой По­лярной магистрали. Линия Тюмень — Сургут может быть продолжена в будущем и на восток — к Енисею, и на се­вер — к Губкинскому и Тазовскому месторождениям, к верховьям Пура и Таза, к Сибирским Ува­лам.

А пока усиленными темпами идет строительство речных пор­тов и причалов в Тюмени, То­больске, Сургуте, Сергино (у вы­хода к Оби железной дороги от Ивделя). Намечена и успешно выполняется программа аэро­дромного строительства: зимой авиация остается пока главным видом дальнего транспорта. Большое транспортное строи­тельство потребует крупных за­трат, преодоления многих труд­ностей, но только транспорт мо­жет быть ключом к успеху в освоении огромных богатств За­падно-Сибирской низменности.

 

1[2]3
Оглавление